Алексей Баталов - артист с безупречной репутацией |
Алексей Владимирович родился 20.11.1928 года в семье актеров МХАТа. Весь мир маленького Алеши был театр. Мальчик рос в окружении, «куда сосновую палку поставить - и она зацвела бы», по выражению самого Алексея Владимировича. Это был «совершенно невероятный» круг людей: знаменитые актеры, писатели, поэты, композиторы. Ближайшие родственники и друзья родителей были выходцами из актерской среды, среди них - великие актеры. Отчимом Алеши был писатель-сатирик В.Ардов. В дом приходили И.Ильф и Е.Петров, Ю.Олеша, М.Зощенко, М.Залка, М.Светлов, Ф.Раневская, Л.Чуковская, Л.Русланова, Б.Пастернак, Д.Шостакович...
В выборе профессии в семье Баталовых сомнений не было. Безусловно, Алексей поступил в Школу-студию им. В.И.Немировича-Данченко при МХАТе. Он и теперь остается верен духу Художественного театра. Напрасно в свое время его обвиняли в том, что он променял театр на кинематограф. Баталов всегда был и остается истинным мхатовцем, даже в кино.
У И.Хейфица А.Баталов снялся еще в 4 картинах: «Дело Румянцева»(1955), «Дорогой мойчеловек»,«Дама с собачкой» (1960), «День счастья»(1964). Особое место среди этих работ принадлежит очень тонкому фильму «Дама с собачкой» по одноименному рассказу А.П.Чехова. Во-первых, потому, что здесь наконец состоялась встреча Баталова с классикой и именно с Чеховым; во-вторых, потому, что роль Гурова была возрастной и, самое главное, требовала преодоления уже привычного восприятия актера как близкого всем современника, «голубоглазого положительного героя». Хейфиц рисковал, но риск оказался оправдан. Образ, созданный А.Баталовым, отличался глубиной, психологизмом, эмоциональностью, был максимально близок чеховскому замыслу.Другими словами, эта роль стала принципиальной победой Баталова, заставившей говорить о нем как о зрелом и разностороннем актере.
«Летят журавли» М.Калатозова (1957) - фильм-легенда, который вошел в золотой фонд отечественного и мирового(!) кинематографа. Свидетельство тому - Золотая пальмовая ветвь на Международном кинофестивале в Каннах (1958), множество призов на других престижных фестивалях, любовь и признание миллионов зрителей. Пронзительная история о любви, предательстве и патриотизме до сих пор трогает сердца. Сейчас кажется странным, что такой фильм советская пресса хором ругала и топтала. Баталов хоть и сыграл небольшую по экранному времени роль - Бориса Бороздина, - однако она стала одной из лучших в его актерской биографии. И в том, что картина стала единственной игровой полнометражной лентой советского производства, получившей высшую награду Каннского фестиваля, была немалая заслуга именно Баталова.
Алексей Владимирович всегда был очень требовательным и разборчивым актером. Это относилось и к режиссерам, и к материалу, с которым приходилось работать. Среди его ролей не было проходных: «Живой труп» (1969); «Бег» (1971); «Чисто английское убийство» (1974); «Звездапленительного счастья» (1975); «Сгореть, чтобы светить» (Болгария, 1975), «Москва слезам не верит» (1980), «Скорость» (1983), «Зонтик для новобрачных»(1986)... Один перечень этих картин вызывает ассоциации и воспоминания у зрителей разных поколений, доказывает значительность и неординарность актера.
Многие источники утверждают, что после триумфальной «Москва слезам не верит» кинематограф перестал интересовать Баталова, что он больше нигде не снимался. Он мог работатьтолько со своими людьми, то есть с теми, с которыми у него было полное взаимопонимание, одна цель.«Делать ради чего-то, а не просто так...» «Мне на самом деле неинтересно с чужими».«Я никогда не был наемным актером: что скажут, то и сыграет». И даже в начале 90-х годов, в тяжелейшее для кино и актеров время, Баталов не продался, не изменил своим принципам и во второсортных фильмах играть отказывался, несмотря на то, что ему приносили кипы сценариев.
Одним из способов творческого самовыражения А.Баталова стала режиссерская работа. В 1958 году он поставил на "Ленфильме" свою дипломную работу - фильм "Шинель" по Н.Гоголю. В 1960 году его выпустили в прокат. В качестве режиссера-постановщика он снял еще 2 картины: «Три толстяка» по Ю.Олеше (1966, совместно с И.Шапиро) и «Игрок» по Ф.М.Достоевскому (1973). Все они - пример своеобразного, интересного и в то же время бережного перенесения литературного решения в экранное; все привлекли внимание критики и вызвали интерес зрителей. В "Трех толстяках"режиссерсам сыграл одну из главных ролей - Тибула. Эта роль потребовала от него большого труда и терпения: так как Баталов всегда старался обходиться на съемочной площадке без дублеров, ему потребовалось год и два месяца учиться искусству канатоходца!
С 1975 года Алексей Владимирович Баталов - преподаватель ВГИКа. Помимо России обожающие его ученики работают в Киргизии, Белоруссии, Украине, Азербайджане, Узбекистане, Америке... Он часто выезжал за рубеж с мастер-классами по методике Русской актерской школы. В основе его педагогического метода лежит, конечно, школа Художественного театра, собственный многообразный и богатейший творческий опыт. Алексей Владимирович Баталов известен и как активный общественный деятель. Огромный вклад А.В.Баталова в развитие отечественной культуры оценен высшими государственными и общественными наградами. Он пишет книги, стихи, сценарии, детские сказки, увлекается живописью. Им создан телевизионный цикл о людях, которых он встречал в течение своей жизни, "Прогулки по Москве". Фамилия Баталовых (кстати, дворянская) вошла в историю театрального и киноискусства России XX века. Отец, мать, дядя Алексея Владимировича, их друзья-актеры в большой степени определили нравственную атмосферу первой половины столетия русской жизни. Алексей Баталов стал их преемником, его имя на долгие десятилетия стало символом духовности русского интеллигента. Звезда экрана, Актер и даже больше, чем Актер. Элегантный, красиво стареющий, светящийся человек, в глазах его до сих пор - какой-то дьяволенок: его интеллектуализм и аристократизм смягчаются неизменным чувством юмора, простотой и обаянием. Он знает, для чего стоит жить. Ради обретения собственного «я». «Я просто Баталов». Людмила Сысоева |
/ коллаж/
Алексей БАТАЛОВ с женой Гитаной
Обложка журнала "Фрайе Вельт"(ГДР)No.26 1956 г.
с Михаилом Ульяновым
с Игорем Ясуловичем и Владимиром Артыковым (2010 год)
Свежие комментарии