На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Галина Самарская
    Спасибо. Мне тоже понравилась статья. Только жаль, что не упомянута ее семейная жизнь  с Пьером Лескюром,( 1983-1991)...«Она соблазнитель...
  • Татьяна Полякова
    ПОПРОЩЕ  !  Данное слово всегда пишется слитно – попроще. Написание через дефис или раздельно – грубая ошибка.Как сейчас живёт ...

Советский триллер с элементами биопанка

  
Советский триллер с элементами биопанка

Сразу же отметим, что фильм «Завещание профессора Доуэля» (1984) в заметной степени отличается от романа Александр Беляева «Голова доктора Доуэля» (1925), как в сюжетном, так и в стилистическом отношении.

Кадр из фильма «Завещание доктора Доуэля» (1984)
Кадр из фильма «Завещание доктора Доуэля» (1984)
Кадр из фильма «Завещание доктора Доуэля» (1984)

В своё время издание с двумя фантастическими повестями: «Человек-амфибия» и «Голова профессора Доуэля» - было едва ли не самым желанным подарком для советского мальчишки. По этой причине есть те, кто фильм не принял. Мы же попытаемся беспристрастно разобраться, в чём принципиальные различия между этим двумя творениями.

Кадр из фильма «Завещание доктора Доуэля» (1984)
Кадр из фильма «Завещание доктора Доуэля» (1984)
Кадр из фильма «Завещание доктора Доуэля» (1984)

Беляев создавал свой роман как в известной степени нуарное произведение, то есть проникнутое тёмными секретами, граничащими с мистикой. Не случайно, похожий сюжет мы можем обнаружить у великого мистического писателя Густава Майринка в рассказе «Экспонат».

Кадр из фильма «Завещание доктора Доуэля» (1984)
Кадр из фильма «Завещание доктора Доуэля» (1984)
Кадр из фильма «Завещание доктора Доуэля» (1984)

Возможное бессмертие уже само по себе является предметом «сумрачной тайны», что невольно вызывает в памяти множество мистических триллеров: от «Сердца ангела» до «Злоумышленников». В фильме зрителю предложена иная проблема, а именно последствия обретения бессмертия. А потому надо указать на вольную американскую экранизацию – кинокартину 1962 года «Мозг, который не мог умереть»

Кадр из фильма «Завещание доктора Доуэля» (1984)
Кадр из фильма «Завещание доктора Доуэля» (1984)
Кадр из фильма «Завещание доктора Доуэля» (1984)

В данном случае важен не сам факт преодоления смерти, а возможность коммерческого и в некоторых случаях даже преступного «тиражирования». Именно по этой причине советский фильм обладает определенными элементами того, что принято сейчас именовать биопанком. Показательно, что часть действующих лиц – это представители корпорации «Меркурий».

Кадр из фильма «Завещание доктора Доуэля» (1984)
Кадр из фильма «Завещание доктора Доуэля» (1984)
Кадр из фильма «Завещание доктора Доуэля» (1984)

А потому вполне оправданным выглядит перенос действия из Парижа 20-ых годов в США образца середины 70-ых. На это указывает упоминания «Большого Каньона» и фраза сына профессора, Артура Доуэля о том, что там, где он был «из всех благ цивилизации был лишь напалм».

Кадр из фильма «Завещание доктора Доуэля» (1984)
Кадр из фильма «Завещание доктора Доуэля» (1984)
Кадр из фильма «Завещание доктора Доуэля» (1984)

По этой причине роман и фильм несут в себе совершенно разные нравственные посылы. В литературном произведении акцент сделан на раскрытии «тайны жизни» и изобретении бессмертия. В фильме ставится вопрос о цене подобного бессмертия. Хотя в обоих случаях важна криминальная составляющая.

Кадр из фильма «Завещание доктора Доуэля» (1984)

В романе ведется расследование смерти профессора. В кино эта линия дополнена действиями преступника «Седого», в результате чего гибнет певичка из кабаре. Весьма интересно, что актрисе Наталье Сайко в ленте пришлось примерить на себя почти сразу же три образа.

Кадр из фильма «Завещание доктора Доуэля» (1984)

Во-первых, это указанная певичка Моника Браун. Во-вторых, это возлюбленная Артура Доуэля, который в фильме ведет негласное расследование не только обстоятельств смерти своего отца, но и таинственного исчезновения актрисы Анжелики Гай. В-третьих, это Ева, обладающая телом одной и головой другой, что в итоге приводит к рождению своего рода «гибридного организма».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх